Реклама медицинских услуг

1 января 2014 года частную медицину сотрясло нововведение законодательства, согласно которому в неспециализированных СМИ запрещалась реклама медицинских услуг. Однако спустя всего полгода полный запрет был снят, но введены некоторые ограничения.

Из-за неразберихи рекламные агентства в тот период практически полностью прекратили рекламировать медицинские организации. Хотя при внимательном рассмотрении, закон не запрещал рекламу деятельности медицинских организаций, как таковых, но касался только медицинских услуг.

То есть, объявление вида: “Стоматология Дент – забота о вашей улыбке”, не подпадала под ограничения, как например: “Стоматология Дент – установка имплантов, лечение кариеса, эндодонтическое лечение”.

Можно ли рекламировать медицинские услуги?

До сих пор существуют разные суждения, касающиеся нюансов, однако в целом разобраться во всем несложно, прочитав сам закон.

Итак, 30 июня 2014 года были внесены поправки в Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Давайте разбираться.

Реклама медицинской деятельности не ограничивалась

Как уже упоминалось выше, ограничения в тот неспокойный период не касались рекламы медицинских организаций, как таковых. При этом упоминать следовало только направленность деятельности: гинекология, стоматология, диагностика и прочее. Это называется имиджевой рекламой, и ее эффективность применительно к медицине невысока.

Современная редакция закона также не запрещает имиджевую рекламу в неспециализированных СМИ. Но можно ли в рекламе упоминать виды медицинских услуг?

Можно ли упоминать медицинские услуги?

Часть 7 статьи 24 “Закона о рекламе” (Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ) гласит:

Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов”.

Это означает, что с 30 июня 2014 года рекламировать медицинские услуги можно, но необходимо разместить предупреждение вида: “Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста”. Размер предупреждения должен занимать не менее чем пять процентов рекламной площади. Однако это еще не все ограничения.

Другие ограничения рекламы медицинских услуг

В части 3 статьи 24 указано:

Требования пунктов 2 – 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.”

Приведем указанные пункты: “Реклама … не должна:

“2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья”.

Таким образом, при упоминании в рекламе конкретных медицинских услуг, важно соблюсти перечисленные запреты, что не является трудным условием. Данные условия можно только приветствовать, поскольку они наводят порядок в сфере рекламы медицинских услуг, например, несколько защищая население от перегибов рекламы, использующей методы психологического воздействия.

При разработке рекламного объявления, будет полезным ознакомиться с полным текстом статьи 24, которая носит название:

“Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины” (от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ), а также статьи 5 “Общие требования к рекламе”.

Ссылка

Реклама на специализированных мероприятиях и в печатных изданиях

Также при рекламировании медицинских услуг на специализированных выставках, семинарах, конференциях и подобных мероприятиях, а также в специализированных изданиях, то есть в среде только медицинских и фармацевтических работников, можно использовать:

ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования”, а также “содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования” (часть 5 статьи 24).