Рубрики
Разное

Сервисное обслуживание медицинской техники

Общий бюджет здравоохранения в 2017 году составил 3035 млрд. рублей, что на 5,9% больше показаний предыдущего года. Несмотря на это система здравоохранения продолжила затягивать пояс, урезая где только можно расходы и проводя оптимизацию численности персонала. Чем дальше в глубинку, тем хуже дела с финансированием. Это напрямую отражается на оснащенности медицинской техникой и ее состоянии. На балансе медучреждений встречаются аппараты 1980-х годов выпуска, на которые смотреть без слез нельзя.

Обслуживанием медицинской техники в России занимаются в основном лицензированные подрядные организации, и в меньшем объеме – штатные специалисты ЛПУ. Во всяком случае ремонт и обслуживание стоят немалых денег, что приводит к неплатежам и задержкам, стремлению снизить стоимость услуг, экономии на запчастях, а значит и снижению качества работ по техническому обслуживанию.

С другой стороны компании, дерущиеся за рынок сервисного обслуживания, демпингуют цены, что выводит за грань рентабельности любые работы, кроме подписывания бумаг. Это приводит к формальному сервисному обслуживанию и работе медицинской техники до поломки.

Можно ли обойтись без технического обслуживания?

Таким вопросом часто задаются владельцы частных клиник, кабинетов, медицинских центров, а также главврачи государственных, муниципальных и прочих медучреждений. Было бы значительно проще купить прибор и пользоваться, пока не сломается, а затем купить новый, не проводя никаких работ по ТО.

Однако в законодательстве закреплена обязанность ЛПУ обеспечить, наряду с применением медицинской техники, ее периодическое техническое обслуживание, что включается в общее понятие – поддержание медицинского оборудования в работоспособном и безопасном состоянии. Другими словами использовать изделия медицинской техники (ИМТ) без проведения ТО, КТС (контроля технического состояния) и метрологического контроля запрещено. Ответственность за организацию проведения ТО и прочих мероприятий закон возлагает на владельца техники, то есть на лечебное учреждение.

Почему нельзя обойтись без технического обслуживания

Использование медицинской техники – довольно многогранный процесс, в чем-то похожий на эксплуатацию автомобиля. Для того, чтобы автомобиль был исправен, требуются регламентные и внеочередные вмешательства, к примеру, для замены тормозных колодок, моторного масла, фильтров. Необходимо проверять углы колес, давление в шинах, мыть и заправлять бензином. При эксплуатации личного автомобиля эти работы проводит либо сам владелец, либо СТО. Таким образом можно добиться долгой и безопасной эксплуатации.

Так же и с медицинской техникой. Ее требуется проверять, настраивать, очищать изнутри, обслуживать подвижные части, промывать гидравлику, насосы и клапаны, замерять параметры, менять расходные материалы и запчасти, следить за электробезопасностью и проводить множество других работ. Невозможно обязать медицинских работников выполнять все это, так как здесь нужна техническая квалификация.

Оборудование имеет гарантийный срок эксплуатации от производителя. Практика показывает, что любая техника способна ломаться и в гарантийный срок, и тем более после него. Иногда сам производитель закладывает в конструкцию слабые места для востребованности оригинальных комплектующих и неослабевающего потока ассигнований. Есть примеры, но это – коммерческая тайна.

Любое оборудование также легко вывести из строя при неаккуратном и неумелом использовании. Уронить прибор на кафель, вырвать шнур питания, отломать крышку, щедро залить электронику дезинфектантом, загнуть иглу или забить ее кровью со сгустками, и прочее. Техническое обслуживание решает эти проблемы и восстанавливает работоспособность аппаратов. Зачастую медтехник замечает неисправность, которая еще никак себя не проявила.

Таким образом обслуживание медицинской техники:

  • продлевает срок эксплуатации оборудования;
  • уменьшает количество отказов при использовании медицинской техники;
  • снижает риск причинения вреда медперсоналу и пациентам.

Обслуживание медицинской техники имеет формальный характер

Как выше упоминалось, недостаток финансирования и желание сэкономить, приводит к низкому качеству обслуживания. В настоящее время заключение контрактов на обслуживание медицинской техники производится на основе конкурсной или аукционной системы, что имеет как плюсы, так и минусы.

Плюсы конкурсной системы:

  • затруднен сговор в среде подрядчиков и заказчиков;
  • снижение коррупционной составляющей при заключении контрактов;
  • возможность выбора наиболее подходящего исполнителя по нескольким важным критериям;

Минусы конкурсной системы:

  • демпинг цен соискателями контрактов;
  • низкое качество услуг по факту;
  • неопределенность в обеспечении контрактами;
  • уход из сферы специалистов по обслуживанию медицинской техники.

Когда побеждает тот, кто предложит наименьшую сумму договора, происходит снижение качества предоставляемых услуг. Некоторые суммы обслуживания настолько нереальны, что не окупают бензин, необходимый, чтобы специалист доехал до заказчика. В таком случае обслуживание проводится только на бумаге. Выгодно ли это медицинскому учреждению? Видать кому-то выгодно.

Уход из сферы опытных специалистов

При демпинге цен без заказов остаются сильные компании, имеющие штат опытных сотрудников и оборудование, которые вынуждены увольнять своих специалистов. Такое положение дел, при котором неясно, будет ли завтра контракт, не влезет ли в торги очередной заезжий демпингер, вынуждает компании экономить на специалистах, не вкладываться в их обучение, так как завтра его будет необходимо увольнять. Чувствуя постоянный “дамоклов меч” над собой, инженер ищет более стабильное предприятие и уходит из сферы обслуживания медицинской техники в другие отрасли, например в производство. Компании, выигравшие тендер, срочно ищут “специалистов”, которые способны держать в руках отвертку. Что сможет сделать такой специалист, подойдя, например, к УЗИ сканеру или биохимическому анализатору? Неизвестно. Но лучше бы он ничего не делал.

Сможет ли грамотный специалист по обслуживанию медицинской техники найти работу в том же производстве? Это вопрос скорее риторический. Сможет и очень легко. Успешные производственные компании предоставляют более стабильный, и зачастую более высокий доход, наряду с более низким стрессом и размеренностью в графике работы.

Тенденции и перспективы

В согласии со всеобщим принципом “жизнь – это борьба”, медицинские организации поставлены в условия, при которых из двух бед следует выбирать ту, что придет чуть позже. С падением рубля закупочные цены на импортное оборудование и материалы взлетело в небеса. Приходится искать что дешевле, пусть даже это только одно название. Снижается качество медицинской техники, обслуживания, растет стресс медперсонала и падает качество медицинских услуг. В ближайшие годы ничего не изменится. Это напрямую отражается на общем здоровье населения.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *